Обоснование эксперимента
- Подробности
- В песке создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
- Перенос развивающих заданий в песочницу повышает мотивацию к занятиям.
- Игры с песком активизируют потенциальные творческие способности детей.
Тема опытно-экспериментальной работы
Использование песочной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения
База опытно-экспериментальной работы
Базой опытно-экспериментальной работы является МБДОУ для детей дошкольного возраста «Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка» г. Моршанск.
Участниками эксперимента являются дети 5-6 лет, их родители, педагогический коллектив педагог-психолог Конькова И.А, учитель-логопед Гаврилова Е.В., воспитатели Попова Н.В., Земцова Т.А.
Актуальность проблемы
В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организации действий. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. От своевременности и эффективности коррекционной работы зависит развитие личности ребенка и дальнейшее обучение в школе. Вследствие ограничения речевой практики возникает задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально- волевой сферы.
Практика показывает, что преодоление речевых нарушений во многом зависит от продуктивности, грамотности, умелости педагогов. Поэтому поиск новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми является одной из важных задач участников коррекционного процесса. Одним из них является метод песочной терапии
Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится всё более популярной в педагогической практике. Игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времён. Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской практике.
Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра с психологом и педагогом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:
- с целью диагностики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Основные преимущества этого метода таковы:
В опытно-экспериментальной работе используются следующие группы методов:
теоретический анализ специальных психологических и педагогических источников по проблеме исследования песочной терапии ;
обобщение собственного опыта коррекционной работы дошкольного образовательного учреждения по устранению общего недоразвития речи в условиях применения песочной терапии;
наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:
развить более позитивную Я - концепцию;
развить самооценку;
обрести веру в себя;
овладеть чувством контроля;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
научить способам самовыражения;
Цель исследования – влияние песочной терапии на психологические особенности детей с общим недоразвитием речи. Изучить возможности песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования – Песочная терапия как средство коррекции.
Предмет исследования – песочная терапия в коррекции межличностных отношений и организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда, психолога, педагогов и семьи по преодолению общего недоразвития речи в условиях применения песочной терапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что метод песочной терапии способствует преодолению психоречевых и личностно-коммуникативных расстройств у детей с ОНР в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы использования песочной терапии в комплексно психолого-педагогического сопровождении детей с общим недоразвитием речи на основе изучения специальной литературы;
2) Определить систему методов, приемов в работе с песком;
3) Разработать систему занятий, методических рекомендации по организации работы с песком детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждении.
Методологическую основу исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития детей с нарушением речи (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ряд комплексных теоретических методов таких как: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ
Практическая значимость заключается в содержащиеся в нем теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании и необходимости использования песочной терапии как средства моделирования, диагностики и коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта.
Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных школьных учреждениях.
Начало эксперимента: апрель 2012г.
Время завершения эксперимента: декабрь 2013 г.
1 - ЭТАП
апрель 2012 - октябрь 2012 год – поисково-теоретический:
1. Постановка проблемы исследования.
2. Разработка нормативных документов опытно-экспериментальной работы:
Положение об экспериментальной деятельности;
Внесение изменений в образовательную программу и программу развития ДОУ.
3. Организация специальной подготовки педагогов к работе в эксперементальном режиме:
Выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
Повышение профессиональной компетенции через интернет-технологии;
Определение системы методов, приемов и форм работы по песочной терапии.
2 -ЭТАП
октябрь 2012 - май 2013 год – опытно-экспериментальный
1. Выявление уровня сформированности речевой деятельности и влияние песочной терапии на психологические особенностей детей с общим недоразвитием речи.
Разработка методов логопсиходиагностики, интегрирующих нарушение речи, особенностей познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы при помощи использования песочной терапии;
Разработка методов психологической профилактики речевых нарушений с использованием песочной терапии.
Разработка коррекционной программы по развитию сенсорных функций, развитию моторики средствами песочной терапии.
Планирование игровой деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием песочной терапии.
Введение и составление учебного плана и расписание занятий с применением песочной терапии.
2. Создание предметно-развивающего и образовательного пространства для детей с тяжёлыми нарушениями речи
3. Обобщение опыта экспериментальной
4. Проведение методического семинара по теме эксперимента.
3 - ЭТАП
июнь 2013 - декабрь 2013 год – заключительно – обобщающий
1. Уточнение и корректировка всех исследовательских документов базового дошкольного образовательного учреждения.
2. Анализ результатов эксперимента; систематизация и интерпретация полученных результатов.
3. Проведение итогового семинара для учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов;
4. Участие специалистов МБДОУ в научно-практических конференциях, проводимых кафедрой специальной педагогики и психологии Института психологии ТГУ им. Г. Р. Державина;
5. Написание и предоставление отчета о результатах эксперимента.
Ожидаемые результаты эксперимента
Для повышения эффективности логокоррекционной работы по преодолению психоречевых и личностно-коммуникативных нарушений у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования песочной терапии целесообразно использовать комплексное психолого-педагогическое сопровождение, которое позволит интегрировать логопедические и психологические технологии, привлекать специалистов разного профиля.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития .Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования мы избрали: каковы пути и условия формирования межличностных отношений дошкольников с нарушениями речиметодом песочной терапии.
Опираясь на знания в области логопедагогики и логопсихологии, учителя-логопеды и специальные психологи смогут рассматривать речевое нарушение во взаимосвязи с особенностями психического развития ребенка, устанавливать психоэмоциональный контакт с детьми разного возраста используя метод песочной терапии, выбирать адекватные методы и приемы обследования, коррекции и профилактики нарушений речевой и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностного развития данной категории детей.
Прогноз положительных результатов
Основным результатом опытно-экспериментальной работы будет преодоление общего недоразвития речи в дошкольном возрасте и устранение вторичных нарушений, т.е. отсутствие трудностей в обучении навыкам чтения и письма при помощи песочной терапии.
Психокоррекционная работа с использованием песочной терапии позволит специалистам МБДОУ скорректировать психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, что позволит повысить уровень психологической готовности детей к школьному обучению.
Игра в песок поможет разрешению конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогут ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.
Подготовка специалистов ДОУ к проведению опытно-экспериментальной работы и обсуждение ее результатов расширит знания педагогов в области специальной педагогики и специальной психологии по проблемам применения песочной терапии в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников и развития эмоционально-личностной сферы.
Привлечение родителей к логокоррекционной и психокоррекционой работе повысит уровень их психологической и педагогической культуры, что будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Приказ о создании муниципальной экспериментальной площадки
- Подробности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида «Детский сад компенсирующего вида №10
«Золотая рыбка»
П Р И КАЗ
08. 08. 2012 г. № 60/1 О – Д
О создании муниципальной
экспериментальной площадки
На основании решения педагогического совета от 25.05.2012 года, постановления администрации города Моршанска № 1003 от 03.08.2012 года» О создании муниципальной экспериментальной площадки»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка» муниципальную экспериментальную площадку на тему: «Использование песочной терапии в психолого-педагогическом сопровождением детей с общим недоразвитием речи».
2. Утвердить состав экспертного совета согласно приложении.№1
3. Утвердить положение о муниципальной экспериментальной площадке.
4.Утвердить состав группы экспериментаторов согласно приложению № 2
Заведующий МБДОУ № 10 ________ Н.А. Саратова
Отчет о ходе эксперимента в 2012-2013 учебном году
- Подробности
Отчёт
о проведении опытно-экспериментальной работы
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад
компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка»
по теме «Использование песочной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей с общим недоразвитием речи в условиях образовательного учреждения»
Цель: Влияние песочной терапии на психологические особенности детей с ОНР. Изучение возможностей песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи.
В течение 2012-2013 учебного года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка» работало в режиме эксперимента по теме «Использование песочной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОНР в условиях образовательного учреждения». Руководитель эксперимента Саратова Н.А., заведующий МБДОУ № 10 «Золотая рыбка».
В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 5 педагогов и 13 воспитанников, из них детей от 4-х до 5-ти лет (средняя группа) – 5 человек, от 5-ти до 6-ти лет (старшая группа) – 8 человек.
За истекший период:
созданы:
нормативно-правовая база обеспечения экспериментальной деятельности;
банки данных участников эксперимента (педагогов-экспериментаторов и дошкольников), сформирован педагогический состав для проведения первого этапа эксперимента;
разработаны:
план методической работы МБДОУ детский сад № 10 «Золотая рыбка» на мотивационном этапе освоения инновации в рамках опытно-экспериментальной деятельности;
положение о воспитателе-экспериментаторе;
составлена:
программа взаимодействия с родителями в рамках опытно-экспериментальной работы.
Информация о проведенных мероприятиях в рамках эксперимента.
В соответствии с требованиями экспериментальной программы в группе создана предметно-развивающая среда. Имеется в наличии песочный дворик с подсветкой, набор мелких игрушек. Дети с удовольствием играют в песке совместно с педагогом, но при наблюдении было отмечено, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагоги в неполной мере создают условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности. А это значит, что продолжая эксперимент педагоги должны пересмотреть свою работу с детьми по использованию песочной терапии.
Оценивая профессиональные умения педагогов группы можно сказать следующее:
Педагоги умеют грамотно представить свою работу по эксперименту, грамотно рассказывают о назначении оборудования и материалов.
Работа с родителями по введению их в экспериментальную деятельность в основном отражена в наглядной информации, что недостаточно при осуществлении эксперимента в группе. В беседе с подгруппой родителей выяснилось, что родители заинтересованы в развитии речи своих детей, в участии в эксперименте, однако нуждаются в профессиональной поддержке специалистов ДОУ.
Ответственный за эксперимент
старший воспитатель Попова Н.В.
Май 2013г.
Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии "Песочная страна"
- Подробности
1
«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»
Любина Г.А., доктор педагогических наук
Актуальность. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Понимая важность и значение использования игр с песком, разработала программу по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии.
Ознакомиться с полным содержанием вышеуказанной программы Вы можете здесь
Семинар "Песочная игротерапия - что это такое?"
- Подробности
Занятие 1. "Песочная игротерапия – что это?"
Цель: Ознакомление педагогов с одним из видов инновационных технологий в работе с детьми с ОНР.
Занятие 2. "Песочная терапия в области консультирования детей и взрослых"
Цель. Консультирование педагогов и детей через нестандартный прием обучения – песочная терапия.
Занятие 3. «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии» (песочная игротерапия).
Цель. Ознакомление педагогов ДОУ с педагогической песочницей.
Занятие 4. «Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении дошкольника методом песочной терапии» Цель: Познакомить педагогов с методом диагностики- песком.
Занятие 5. "Презентация конспектов занятий в педагогической песочнице».
Подведение итогов семинара.