Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии
- Подробности
1
В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников со сложным речевым нарушением( ОНР) Дети с ОНР по определенным обстоятельствам находятся в логопедических группах, проблемы организации результативной коррекционной помощи остаются актуальными.
У детей с данными речевыми расстройствами присутствует ряд специфических особенностей:
нарушение лексико – грамматических средств языка, что проявляется в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря;
формирование грамматических категорий происходит с еще большими трудностями, нарушается овладение как морфологическими, так и синтаксическими единицами языка;
отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, недостаточность координации сложных движений, замедленность движений, нарушения мышечного тонуса;
речь монотонна, маловыразительна, голос тихий;
для них характерна быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость;
задержка в развитии познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы, в формировании коммуникативных навыков.
Преодоление речевых нарушений во многом зависит от продуктивности, грамотности педагогов. Поиск новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми является одной из важнейших задач участников коррекционного процесса.
В системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого – педагогическое – сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения:
психолого-педагогические и медико-социальные Центры;
школьные службы сопровождения;
Центры психолого – педагогического консультирования;
психолого – медико – педагогические консилиумы;
телефоны доверия и др.
Принятая правительством Российской Федерации Концепция модернизации роcсийского образования на период до 2020 года, определяет приоритетные цели и задачи, решения которых требует построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Целью психолого – педагогического сопровождения ребенка в учебном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого – педагогической компетентности родителей, педагогов.
Виды работ по психолого – педагогическому сопровождению:
профилактика;
диагностика;
развивающая работа;
коррекционная работа;
психологическое просвещение.
Задачи психолого – педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны.
Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Современная система сопровождения представляет собой органическое единство:
диагностика проблемы и субъективного потенциала ее разрешения;
информационного потока в отношении возможных путей решения проблемы;
конструирования плана действия и первичной помощи в осуществлении плана.
Именно с этой целью, на основании письма Министерства образования Российcской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901 – 6 »О психолого – медико – педагогическом консилиуме образовательного учреждения» и в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», создаются на базе образовательных организаций ППк.