Опытно-инновационная деятельность «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как условие социализации личности в преодолении ОНР»
- Подробности
Тема опытно-инновационной работы
«Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как условие социализации личности в преодолении ОНР»
База опытно-инновационной работы
Базой опытно-инновационной работы является МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 10 « Золотая рыбка» г. Моршанск
Участниками инновационной деятельности являются дети 5-7 лет, их родители, педагогический коллектив педагог-психолог Конькова И.А, учитель-логопед Земцова О.В., Павлова Ю.И., воспитатели Малютина Ю.В., Попова Т.А, старший воспитатель Клекова О.А. , музыкальный руководитель Загребнева Т.И..
Актуальность проблемы
Сокращение и объединение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка ведут к возникновению трудностей в речевом и нервно-психическом развитии детей. Практика показывает, что преодоление психо-речевых нарушений во многом зависит от продуктивности, грамотности, умелости педагогов и родителей. Поэтому поиск новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми является одной из важных задач участников коррекционного процесса. Одним из них является психолого – педагогическая помощь семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными методами и приёмами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально – психологических условий для развития родительских чувств и родительской ответственности, формирование гибких родительских позиций, становления родителей полноценными субъектами семейного воспитания. В данной инновационной деятельности педагоги ориентируются на принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работы.
Основная цель
Успешная социализация детей через вовлечение семьи в образовательную деятельность.
Объект исследования – взаимоотношения родителей и детей
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений в коррекции речи межличностных отношений и организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда, психолога, педагогов и семьи по преодолению общего недоразвития речи и адаптации ребёнка.
Гипотеза исследования
социализация личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения в процессе педагогического взаимодействия будет эффективной, если:
сотрудничество семьи и МБДОУ основано на принципах личностно-ориентированного, развивающего и поддерживающего взаимодействия;
педагогическое взаимодействие семьи и МБДОУ направлено на развитие и поддержку становления социальной позиции дошкольника;
процесс социализации имеет системный и комплексный подход, подразумевающий включенность и сотрудничество всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, учителей – логопедов, педагога – психолога, родителей воспитанников);
система педагогического взаимодействия является гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам МБДОУ, потребностям конкретных воспитанников.
Задачи исследования
1) Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров МБДОУ в общении с родителями.
2) Использование диалогической стратегии сотрудничества, партнёрства педагогов, родителей и детей для коррекции речи детей с ОНР.
3) Повышение уровня подготовки детей с ОНР к обучению в школе.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ряд комплексных теоретических методов таких как: наблюдение, беседа, тренинги, анкетирование, анализ.
Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных дошкольных учреждениях.
Основные этапы исследования
Участниками инновации являются дети 5-7 лет, их родители, педагогический коллектив, а именно педагог-психолог Конькова И.А, учитель-логопед Земцова О.В., Павлова Ю.И., воспитатели Попова Н.В. , Малютина Ю.В., муз.рук. Загребнева Т.И, старший воспитатель Клекова О.А..
1 - ЭТАП
Сентябрь 2015 - декабрь 2015 год – поисково-теоретический:
1. Постановка проблемы исследования.
2. Разработка нормативных документов опытно - инновационной работы:
• Положение об инновационной деятельности;
• Внесение изменений в образовательную программу и программу
развития ДОУ.
3. Организация специальной подготовки педагогов к работе в инновационном режиме.
• Выявление уровня компетентности педагогов и родителей по проблеме инновационной деятельности
• Повышение профессиональной компетенции через интернет - технологии
• Определение системы методов, приемов и форм работы по работе с родителями.
2 - ЭТАП
Январь 2016-май 2017 год - опытно-инновационный
Установление взаимодействия с родителями.
- овладение коммуникативными умениями;
разработка программы родительского клуба «Мы вместе»
(консультации для родителей, совместное проведение праздников, семинары для родителей воспитанников, участие в конкурсах; проведение нетрадиционных родительских собраний)
- работа с детско-родительской парой « Взявшись за руки» ( по од. плану)
Цель: изменение отношений между родителями и ребенком в сторону большей адекватности, увеличение удовлетворенности от процесса взаимодействия;
Мастер класс для родителей воспитанников «Играя, развиваем речь детей».
-Проведение семинара для родителей на базе МБДОУ№10
«Причины нарушения речи детей и способы их устранения»
-Проведение семинаров – практикумов для родителей на тему: «Сказка глазами детей» на базе МБДОУ№19, №8, №11
Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.
Отчет о работе инновационной площадки.
Проведение совместного мероприятия
(дети-родители-психолог) «Двери открываются, сказка начинается»
-Проведение совместного праздника «В гостях у Лесовичка»
-Совместный праздник «В царстве Нептуна»
-Семейные праздники «Международный День семьи»
-Совместная проектная деятельность «Семейные традиции»
-Проведение педагогического совета на тему: «Совершенствование работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
«Семейный абонемент»
-Совместное посещение концерта воспитанников муз. школы «Здравствуй, музыка!»
-Совместное посещение музея
-Семейные встречи в библиотеке
«Мама, папа, я – читающая семья!»
-Совместная экскурсия по городу: «Моршанск мой город родной»
3 - ЭТАП
июнь 2017-декабрь 2017 год - обобщающий
Уточнение и корректировка всех исследовательских документов базового дошкольного образовательного учреждения.
Анализ результатов инновационной деятельности; систематизация и интерпретация полученных результатов.
Проведение итогового семинара для учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов
Участие специалистов МБДОУ в научно-практических конференциях, проводимых кафедрой специальной педагогики и психологии Института психологии ТГУ им. Г. Р. Державина.
Написание и предоставление отчета о результатах инновационной деятельности.
Издание методического пособия из опыта работы МБДОУ
Ожидаемые результаты инновационной деятельности
1. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров МБДОУ в общении с родителями
2. Устранение общего недоразвития речи в дошкольном возрасте благодаря диалогической стратегии сотрудничества, партнёрства педагогов, родителей и детей.
3. Подготовленность детей к обучению в школе.
_______________
Копия плана реализации инновационной деятельности (просмотреть PDF-копию)