Доступная среда

В учреждении функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в которых обеспечивается воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход. С детьми ОВЗ проводится необходимая коррекционная работа.

В МБДОУ № 10 созданы условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в учреждение. Лестницы учреждения имеют закругленные ступени. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Летом 2016 года в детском саду был реконструирован центральный вход и запасные выходы. Внутри здания расширены дверные проёмы и установлены новые двери. Перед центральным входом и вокруг здания по направлению ко входам на территорию ДОУ положен асфальт. Это позволило улучшить пути передвижения и обеспечить беспрепятственный доступ к значимым объектам: Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Имеется знак доступности.

Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.

Сведения о наличии оборудованных учебных помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеются следующие помещения:

3группы (групповая комната, раздевалка, туалет, моечная), в каждой группе имеются специально оборудованные логопедические кабинеты.

Это основные помещения для пребывания и использования инвалидами и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанников. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с АООП ДО.

Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:

Кабинет педагога-психолога, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская, ковер, «Коврограф», «Бизиборд»,аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией); пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей); профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).

Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к педагогическому процессу и документацию, установлено мультимедийное оборудование.

Сведения о наличии библиотек

Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.

Медицинский блок (процедурный кабинет)

Он оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации; кварцевая лампа.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый:

технологическим оборудованием (производственные столы, газовая плита, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи, подтоварники, жарочный шкаф);

3 холодильника, моечное оборудованием (моечная ванна, раковина для мытья рук); инвентарём, посудой, тарой).

Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы. Организация питания осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и примерным 10-дневным меню для детей от 3до 7 лет, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты.

Воспитанники получают четырех разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник в соответствии с режимом дня Учреждения.

Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.

Обеспечение безопасности образовательной организации достигается осуществлением охраны здания и территории ДОУ в дневное и ночное время с системы видеонаблюдения .В организации установлена система АПС и оповещения людей о пожаре - ПАК "Стрелец-мониторинг", разработаны и размещены планы эвакуации. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ № 10 «Золотая рыбка», обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Оборудовано 6 автоматизированных рабочих мест: заведующего, делопроизводителя, старшего воспитателя, педагога-психолога, 3 воспитателя. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет.

Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://минобрнауки.рф/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru/

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Кадровые условия

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами всего в МБДОУ работает 12 педагогов, которые осуществляют   коррекционно-развивающую деятельность: 10 педагогов имеют высшее образование , 10 педагогов имеют 1 квалификационную категорию.

Все педагоги МБДОУ прошли курсы повышения квалификации по технологии инклюзивного образования.

В штатном расписании предусмотрены учителя-логопеды, педагог-психолог, которые оказывают квалифицированную помощь воспитанникам и их родителям.   В работе с детьми инвалидами принимает участие музыкальный руководитель, в праздниках, мероприятиях проводимых в ДОУ и в муниципалитете активное участие принимают дети -инвалиды, наряду с другими детьми. В МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №10 «Золотая рыбка» функционирует психолого-педагогический–консилиум, на каждого ребёнка разрабатываются индивидуальный маршрут развития .

Материальная база МДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:

-   Психологический кабинет оснащен как развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения психолого-педагогического обследования.

- В группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий материал.

Уделяется также большое внимание организации двигательного режима на свежем воздухе. На территории имеется спортивно-игровое оборудование.

Отдельно хочется рассказать о группах, где воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной активности детей. С этой целью используются специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, много практического материала: набор Мантессори световой столик для рисования песком, домики, столики. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группах мягкие уголки, уголок уединения.

Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли. Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир, применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям.

Но чуткость, милосердие и внимательность к их проблемам детей-инвалидов не заменит никакое оборудование. На практике не раз убеждались, что воспитание и обучение особенных детей - дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат. Добрые и отзывчивые воспитатели с улыбкой и любовью встречают каждое утро удивительных, солнечных малышей.

Мы помогаем нашим детям социализироваться и через большой спектр воздействия музыки, интересно и доступно обогащая их внутренний мир. В тесном взаимодействии с музыкальный руководитель широко использует детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения. На занятиях по логоритмике, которая помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с аутичностью, Алалией (регулировка мышечного тонуса, приобретение опыта точной и согласованной работы всей мышечной системы, развитие слуха, голоса, внимания и памяти). Занятия по логоритмике также включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Для этого используется дидактические игры, набор музыкальных инструментов, театр би-ба-бо, ростовые и перчаточные куклы.

Дать возможности для творческого роста, самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи функционирования в группах с детьми с ОВЗ. Занимаясь с подгруппой или индивидуально в Сенсорной комнате, наш педагог-психолог помогает детским страхам «уйти в песок», а созидательному началу раскрыться. Она также помогает раскрыться разным талантам и способностям особенных малышей. Пускай они многого не умеют, но точно знаем, - они умеют любить. Любовью искренней и безграничной, от всей души. Не посмеем ответить им иначе!

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.

Сотрудничество с родителями выливается не только в проведение лекций-семинаров и индивидуальные беседы-разъяснения по воспитанию и обучению детей. В ДОУ разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Ее основное содержание - формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. Поэтому важным моментом в работе стали регулярные встречи родителей, педагогов, различных специалистов, где обсуждаются эти и другие вопросы, решаются возникающие проблемы.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Преодолевать барьеры, значит минимизировать преграды в общении. В детском саду стало традицией проведение совместных мероприятий - праздников, вечеров развлечений - для родителей и детей из всех групп. Такая форма организации работы ДОУ способствует достижению детьми-инвалидами прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.

Все дети - инвалиды вовлечены в занятия спортом и физической культурой (посещают бассейн ФОК «Дельфин», бассейн МБДОУ№16 «Родничок»).

В МБДОУ №10 «Золотая рыбка» разработаны и реализуются следующие адаптированные программы:

Адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи;

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития;

Адаптированная программа для детей с расстройством аутистического спектра.

Для каждого ребенка инвалида разработаны специалистами ДОУ индивидуальные образовательные маршруты, по которым осуществляется обучение воспитанников.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Образовательная организация не имеет общежитий и интернатов

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная организация не имеет общежитий и интернатов.