Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии

1

В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями, такими как ОНР и ФФН, дизартрия. Учитывая распространенность этих нарушений, а также то, что дети с данными речевыми расстройствами, в том числе и с ОНР по определенным обстоятельствам находятся в логопедических группах, проблемы организации результативной коррекционной помощи остаются актуальными.

У детей с данными речевыми расстройствами присутствует ряд специфических особенностей:

нарушение лексико – грамматических средств языка, что проявляется в ограниченности словарного запаса, неточном употреблении слов, трудностях актуализации словаря;

формирование грамматических категорий происходит с еще большими трудностями, нарушается овладение как морфологическими, так и синтаксическими единицами языка;

отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, недостаточность координации сложных движений, замедленность движений, нарушения мышечного тонуса;

речь монотонна, маловыразительна, голос тихий;

для них характерна быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость;

задержка в развитии познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы, в формировании коммуникативных навыков.

Преодоление речевых нарушений во многом зависит от продуктивности, грамотности педагогов. Поиск новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми является одной из важнейших задач участников коррекционного процесса.

В системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого – педагогическое – сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения:

психолого-педагогические и медико-социальные Центры;

школьные службы сопровождения;

Центры психолого – педагогического консультирования;

психолого – медико – педагогические консилиумы;

телефоны доверия и др.

Принятая правительством Российской Федерации Концепция модернизации роcсийского образования на период до 2020 года, определяет приоритетные цели и задачи, решения которых требует построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Целью психолого – педагогического сопровождения ребенка в учебном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого – педагогической компетентности родителей, педагогов.

Виды работ по психолого – педагогическому сопровождению:

профилактика;

диагностика;

развивающая работа;

коррекционная работа;

психологическое просвещение.

Задачи психолого – педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны.

Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Современная система сопровождения представляет собой органическое единство:

диагностика проблемы и субъективного потенциала ее разрешения;

информационного потока в отношении возможных путей решения проблемы;

конструирования плана действия и первичной помощи в осуществлении плана.

        Именно с этой целью, на основании письма Министерства образования Российcской Федерации от 27.03.2000 г. №27/901 – 6 »О психолого – медико – педагогическом консилиуме образовательного учреждения» и в соответствии с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», создаются на базе образовательных организаций ПМПк.

Индивидуальный маршрут в разбивке по месяцам

Дополнение к индивидуальной программе