Материалы

Опытно-инновационная деятельность «Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как условие социализации личности в преодолении ОНР»

Тема опытно-инновационной работы

«Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как условие социализации личности в преодолении ОНР»

База опытно-инновационной работы

Базой опытно-инновационной работы является МБДОУ   « Детский сад компенсирующего вида № 10 « Золотая рыбка»   г. Моршанск    

Участниками инновационной деятельности являются дети 5-7 лет, их родители, педагогический коллектив   педагог-психолог Конькова И.А, учитель-логопед Земцова О.В., Павлова Ю.И., воспитатели Малютина Ю.В., Попова Т.А, старший воспитатель Клекова О.А. , музыкальный руководитель Загребнева Т.И..

Актуальность проблемы

Сокращение и объединение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребёнка ведут к возникновению трудностей в речевом и нервно-психическом развитии детей. Практика показывает, что преодоление психо-речевых нарушений во многом зависит от продуктивности, грамотности, умелости педагогов и родителей. Поэтому поиск новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми является одной из важных задач участников коррекционного процесса. Одним из них является психолого – педагогическая помощь семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными методами и приёмами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально – психологических условий для развития родительских чувств и родительской ответственности, формирование гибких родительских позиций, становления родителей полноценными субъектами семейного воспитания. В данной инновационной деятельности педагоги ориентируются на принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работы.  

Основная цель

Успешная социализация детей через вовлечение семьи в образовательную деятельность.

Объект исследования – взаимоотношения родителей и детей

Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений в коррекции речи межличностных отношений и организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда, психолога, педагогов и семьи по преодолению общего недоразвития речи и адаптации ребёнка.

Гипотеза исследования

социализация личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения в процессе педагогического взаимодействия будет эффективной, если:

сотрудничество семьи и МБДОУ основано на принципах личностно-ориентированного, развивающего и поддерживающего взаимодействия;

педагогическое взаимодействие семьи и МБДОУ направлено на развитие и поддержку становления социальной позиции дошкольника;

процесс социализации имеет системный и комплексный подход, подразумевающий включенность и сотрудничество всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, учителей – логопедов, педагога – психолога, родителей воспитанников);

система педагогического взаимодействия является гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам МБДОУ, потребностям конкретных воспитанников.

Задачи исследования

1) Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров МБДОУ в общении с родителями.

2) Использование диалогической стратегии сотрудничества, партнёрства педагогов, родителей и детей для коррекции речи детей с ОНР.

3) Повышение уровня подготовки детей с ОНР к обучению в школе.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; ряд комплексных теоретических методов таких как: наблюдение, беседа, тренинги, анкетирование, анализ.

Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных дошкольных учреждениях.

Основные этапы исследования

Участниками инновации являются дети 5-7 лет, их родители, педагогический коллектив, а именно   педагог-психолог Конькова И.А, учитель-логопед Земцова О.В., Павлова Ю.И.,   воспитатели Попова Н.В. , Малютина Ю.В., муз.рук. Загребнева Т.И, старший воспитатель Клекова О.А..

1 - ЭТАП

Сентябрь 2015 - декабрь 2015 год – поисково-теоретический:

1.            Постановка проблемы исследования.

2.            Разработка нормативных документов опытно - инновационной     работы:

•             Положение об инновационной   деятельности;

•             Внесение изменений в образовательную программу и программу

развития ДОУ.

3.            Организация специальной подготовки педагогов к работе в инновационном   режиме.

•             Выявление уровня компетентности педагогов   и родителей по проблеме   инновационной деятельности                                                                                                                      

•             Повышение профессиональной компетенции через интернет - технологии

•             Определение системы методов, приемов и форм работы по работе с родителями.

2 - ЭТАП

Январь 2016-май 2017 год - опытно-инновационный

Установление взаимодействия с родителями.

- овладение коммуникативными умениями;

разработка   программы   родительского клуба «Мы вместе»

(консультации для родителей, совместное проведение праздников, семинары для родителей воспитанников, участие в конкурсах; проведение нетрадиционных родительских собраний)

- работа с детско-родительской парой « Взявшись за руки» ( по од. плану)

Цель: изменение отношений между родителями и ребенком в сторону большей адекватности, увеличение удовлетворенности от процесса взаимодействия;

Мастер класс для родителей воспитанников «Играя, развиваем речь детей».

-Проведение семинара для родителей на базе МБДОУ№10

«Причины нарушения речи детей и способы их устранения»

-Проведение семинаров – практикумов для родителей на тему: «Сказка глазами детей» на базе МБДОУ№19, №8, №11

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.

Отчет о работе инновационной площадки.

Проведение совместного мероприятия

(дети-родители-психолог) «Двери открываются, сказка начинается»

-Проведение совместного праздника «В гостях у Лесовичка»

-Совместный праздник «В царстве Нептуна»

-Семейные праздники «Международный День семьи»

-Совместная проектная деятельность «Семейные традиции»

-Проведение педагогического совета на тему: «Совершенствование работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«Семейный абонемент»

-Совместное посещение концерта воспитанников муз. школы «Здравствуй, музыка!»

-Совместное посещение музея

-Семейные встречи в библиотеке

«Мама, папа, я – читающая семья!»

-Совместная экскурсия по городу: «Моршанск мой город родной»

3 - ЭТАП

июнь 2017-декабрь 2017 год - обобщающий

Уточнение и корректировка всех исследовательских документов базового дошкольного образовательного учреждения.

Анализ результатов инновационной деятельности; систематизация и интерпретация полученных результатов.

Проведение итогового семинара для учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов

Участие специалистов МБДОУ в научно-практических конференциях, проводимых кафедрой специальной педагогики и психологии Института психологии ТГУ им. Г. Р. Державина.

Написание и предоставление отчета о результатах инновационной деятельности.

Издание методического пособия из опыта работы МБДОУ

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

1. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров МБДОУ в общении с родителями

2. Устранение общего недоразвития речи в дошкольном возрасте благодаря диалогической стратегии сотрудничества, партнёрства педагогов, родителей и детей.

3. Подготовленность детей к обучению в школе.

_______________

Копия плана реализации инновационной деятельности (просмотреть PDF-копию)